Духовно-Родовая Держава Русь

 Свастика - Солярная символика

  Свастика является солярным (солнечным) символом.
  Почему символ Света превратили в нечто несущее зло?

Свастика как элемент беларуской культуры

По большому счёту, применение солярной символики беларусами лишь незначительно выбивается из общеславянского контекста, но существуют некоторые особенности, которые, несомненно, заслуживают рассмотрения. Во-первых, солярная символика как элемент ткаческого искусства, одежды и украшений используется гораздо шире. Это ярко выражено, например, в орнаментике Смоленской области - этнической территории беларусов. Символизм беларуских ремёсел также предполагает гораздо большую долю красного цвета в вышивке, нежели всех остальных. Орнаментальные украшения одежды свидетельствуют о сохранности изначального миропонимания у крестьян, однако с определённой долей приближённости можно назвать использование подобных знаков скорее бессознательным, чем осознанным - тот, кто изображал Солнце, скорее чувствовал негативность Его отсутствия, чем благо, принесённое присутствием светила. Приведённые на рисунке фрагменты являются характерными не только для Смоленской области, но и для беларусов в целом, хотя в общем ткаческая традиция современной Беларуси представлена символами, отражающими полный цикл народного аграрного календаря, сохранившего в себе практически в первозданном виде все черты древнего миросозерцания (рисунок - образец ткачества Могилёвской области, II пол. XIX в.). Так, одно из самых ранних изображений свастики можно видеть на горшке из захоронения около д. Нача, датированный 3 тыс. до н.э. Народное творчество подразумевало связь свастики с огнём, а также использовало её в качестве символического обозначения земледельческого календаря, что опять же является вариацией на тему годового цикла. Известны также иные предметы, несущие знак Солнца, которые были найдены на территории Беларуси. Выразителен пример наконечника копья, обнаруженного под Брестом - так называемый "Ковельский наконечник". Он изготовлен из стали и инкрустирован серебром. Приблизительная дата изготовления - III век нашей эры. Что касается более позднего этапа развития беларуской культуры, то, к примеру, свастичные элементы были широко представлены в народном ремесле (рисунок), а также в геральдике и сфрагистике средневековья.

Свастика или её варианты встречаются на печатях мещан, лавочников и чиновников. Шляхетские гербы также не обошли их вниманием - на некоторых гербах рода Радивиллов, а также на гербах Симеона Войны и Антония Михаила графа Паца присутствует слегка видоизменённая свастика с тремя лучами. Более того, даже на известном кресте Ефросиньи Полоцкой присутствует стилизованная свастика (рисунок). Всё это свидетельствует о сохранении практически неизменной солнечной символики у беларусов с поправкой на национальные особенности орнамента, а также о осовременивании значения свастики и прочих знаков в беларуской культуре.

Беларусь может быть очень ёмко охарактеризована словом "между". Это в полной мере касается и вопроса данной работы. Всё, что было сказано выше можно отнести к так называемой "славянской" точке зрения. Но следует принять во внимание также и влияние балтского субстрата на развитие культуры этих земель. С позиций такого подхода Беларусь относится к Прибалтийскому историко-культурному району. В связи с этим имеет место распространение свастичных символов на территориях, соседствующих с современными Литвой и Латвией. Прослеживается и общность графической традиции в данном регионе. Такие выводы делаются на основе раскопок балтских захоронений на территории Беларуси. Представляют интерес самые различные артефакты, такие как налобное украшение ХII-XIII вв. с изображением свастики (д. Кукли, Гродненская обл.), клейма на донцах, найденных около д. Пацова Слобода (XI-XII вв., Могилевская обл.) и д. Лоск (XIV-XVI вв., Минская обл.). Необходимо также отметить и расхождение с большинством "солярных" концепций. В данном случае речь идет об "огненной" ипостаси свастики и ее связи с культом домашнего очага. Важно отметить тот факт, что обе точки зрения имеют право на существование. А сам же беларуский орнамент сформировался в ситуации взаимопроникновения различных культур, что и предопределило его своеобразие.

Hosted by uCoz